Категория: Развитие бизнеса

Как построить космический корабль?

22.04.2019

(227)

Опять меня занесло на машиностроительный завод! На этот раз я оказался на Автоторе, в Калининграде. Старший вице-президент Владимир Петрович Кривченко провел мне экскурсию по заводу, показывая всю  технологическую цепочку сборки автомобиля. И вновь я раздавлен масштабами и сложностью производства.

Вы представляете себе, насколько сложно сделать автомобиль? Если вы думаете, что сложно, вы ничего в этом не понимаете! Это не просто сложно — это невероятно сложно!

Я знаю кучу людей, кто вышел бы из этого завода с идеей: ну прикольно, хорошо, что у нас работает автопром. Я же всегда автоматически смотрю на то, как создать такое производство, что для этого нужно. Если вы думаете, что для этого нужно миллиард миллиардов, и всё можно создать, то простите, вы опять ни черта не понимаете! Это нельзя купить! Для создания такого производства миллиардов мало, нужно нечто еще. Про это нечто и я собираюсь рассказать.

***

Это нечто, кстати, недоступно умам создателей госкорпораций. Они как раз считают, что одних денег достаточно для создания отрасли. Но плоды их усилий вроде Роснано или Сколково говорят за себя.

Начну с примера. Пару лет назад я бродил в Китае по выставке, на стендах которой работали станки, демонстрировали свою скорость и точность роботы, делали быстрые расчеты компьютерные программы, ну и тому подобное. Я обратил внимание, что многие производители предлагали какие-то красивые, но неведомые мне механические хреновины, похожие на подшипники с планетарными шестерёнчатыми передачами. Некоторые шли в комплекте с компактными электродвигателями, другие нет. Этих штуковин было так много, что было очевидно: они всем нужны. Всем, кроме меня! Я даже не понимал их назначение.

Подойти и спросить, конечно легко, но я взялся самостоятельно разрешить эту задачу, проверить свой интеллект. От позорного поражения спас китаец, который проходя мимо пояснил: а это узлы сочленения плеч роботов. Это был сустав робота! Куча китайских производителей делает суставы роботов!

Чтобы сделать этот сустав нужно иметь очень неплохое инструментальное производство, кучу разных точных станков — фрезерных,токарных, зубонарезных, шлифовальных. Нужно иметь оборудование для термообработки, конструкторские программы, опытных конструкторов, операторов станков и многое, многое другое.

Кроме того, нужно иметь поставщиков, которые обеспечат подшипниками, элекродеталями, сталью, пластиковыми деталями и так далее к низу.

И только когда научатся делать суставы роботов, можно производить самих роботов. Правда придется делать еще приводы, сенсоры, сложное управление и так далее.

Если рассмотреть такую структуру производственных предприятий, то она будет выглядеть в виде пирамиды, внизу которой будут тысячи зачастую мелких производителей всяких проводов, заклепок, шестерен и болтов, а вверху космический корабль, ну или автомобиль, как венец технической эволюции.

***

 Мой друг живет в Германии и работает коммерческим директором небольшого  станкостроительного завода, производящего деревообрабатывающие станки. Однажды он пригласил меня на экскурсию на свой завод. Я был удивлен незатейливостью производства: очень примитивное и старое оборудование. Там был древний токарный станок, такой же старый универсально-фрезерный, кран-балка, окрасочная камера, и гордость завода — станок плазменной резки, коих тысячи работает уже в России.

-Что тут такого «немецкого»? — удивился я. Может весь секрет и Ноу-Хау в конструкции их станков?

-У вас, наверное, конструктор крутой и самый высокооплачиваемый сотрудник? — предположил я.

-Да нет, шеф им недоволен. Гнать его пора, другого найдем.

-Ну давай я его заберу, и у меня через три месяца в России такой же завод будет, еще лучше его оборудую.

-И что ты с ним делать будешь?

-Как что? Такие же лесопильные станки. Вы же в Россию продаете много? А теперь я буду там продавать.

-Ха! Не смеши! Видишь подшипник? — друг показал мне опорный подшипник полуметрового диаметра,- Мы его получаем из Финляндии в течение двух дней. Никаких ввозных пошлин или НДС. Видишь режущие элементы на пиле? Где ты такие в России возьмешь? У нас делается рама и производятся сборка и тестирование. Все комплектующие мы получаем в Европе легко и быстро, но почти ничего из этого не производится в России. Ты все это привезешь и заплатишь пошлины ввозные, а станок ввозится без пошлин. В итоге ты его будешь делать долго и обойдется он тебе дороже, чем привезти наш из Германии.

***

Таких примеров, которые будут иллюстрировать идею, что для изготовления автомобиля нужен не автозавод, а целая отрасль, можно приводить бесконечно. У нас эта отрасль убита, потому и УАЗики и Лады  вызывают гордость только у очень патриотично настроенных граждан. Да, я помню про наши истребители, ракетно-зенитные комплексы и Камазы, но предпочитаю говорить про это шепотом, чтобы не сглазить — никто не отменял естественные законы индустриального развития. Очень хорошо, что они работают, значит там созданы отрасли в каком-то виде.

Как я увидел, Автотор использует немецкие, китайские и корейские отрасли и создает свою. Они уже сами полностью производят сварку кузова и его окраску. Да и сборка у них весьма технологична: каждая «отвертка» для «отверточной сборки» это сложное высоко автоматизированное устройство стоимостью от 20 до 200 тысяч евро. Я, кстати, теперь размышляю, как бы и мне влиться в ряды строителей Калининградского кластера автомобилестроения, пока программы локализации производства поддерживаются государством.

Ладно, чтобы меня не заподозрили в рекламе Автотора, продолжу размышления в модном нынче критичном тоне.

***

Одна знакомая мне девушка, далекая от ботаники, решила вырастить цветок в горшке у себя в квартире. Для этого она какую-то веточку поставила в стакан с водой, а когда из той вылезли корешки, она воткнула ее в землю. Каждый день вечером она проверяла, как дела у веточки, вытаскивая ее из земли и проверяя, удлинились корешки или нет. Корешки не удлинялись, цветок, к ее разочарованию, погиб.

Я не знаю, что ее побуждало вытягивать веточку из земли: любопытство, нетерпеливость или глупость, но рассказывала она об этом со смехом. Мне кажется, что с таким же смехом наши законотворцы и государственные мужи меняют экономические правила на рынке, поднимают налоги, создают или перераспределяют льготы.

Мы, разумные люди, понимаем, что цветок надо оставить в земле, поливать, оградить от холода или жары и не трогать, чтобы он окреп. Тогда он начнет быстро расти, а там, глядишь и зацветет! Кстати, это не какой-нибудь сакральный закон, пришедший из глубины веков, и известный только избранным мудрецам. Это обычный житейский здравый смысл. Ровно также нужно оставить в покое бизнес, создав условия для развития.

Менять правила — тоже самое, что дергать, не давая укорениться. Налоговики возбудились доначислять сверх законных выплат, менять правила задним числом — собирают урожай с этой веточки. То, что раньше было нормальной практикой ведения предпринимательской деятельности и за что никогда не высказывали претензий, сейчас называют схемами  и наказывают задним числом.

Постоянно меняются законы и вводятся новые. Правила ужесточаются. Так делать нельзя и этак нельзя. Сегодня у меня есть мнение, что лучше не делать вообще никак, потому что рано или поздно и это запретят и задним числом накажут. Боюсь, мысль о том, что лучше не делать вообще никак посещает не только меня. Я знаю многих предпринимателей, которым приходит идея: «Какого черта мне все это надо? Легче уйти на зарплату, проживу дольше».

***

На турецких курортах меня изумляет, что продавцы принимают наличные за товар в любой валюте: доллары, евро или лиры. При этом они тут же выбивают и вручают кассовый чек. Мой вопрос «А у вас это не запрещено?» приводит их в недоумение: «Нет. А у вас что, запрещено? А зачем?». А хрен его знает, зачем у нас всё запрещено. Наверное, чтобы не разбогатели..

Турецкий курортный бизнес развивается очень успешно. Он включает в себя не только дорогие отели, но и всю окружающую инфраструктуру: рынки, ресторанчики, экскурсионные компании, магазины, всякие бани-массажи и прочее. Не думаю, что государство оказывает там большую поддержку, скорее просто не мешает развиваться предпринимательству, основа которого — частная инициатива. Некоторые из этих компаний дорастают до шикарных отелей, больших супермаркетов или люксовых ресторанов.

Тоже самое я наблюдал в Китае в сфере производства. Тысячи тысяч мелких производителей без помощи государства выстраивают свои кооперационные связи, находят инвестиции, экспортируют и организуются в кластеры. Там нет жесткого государственного контроля над мелким бизнесом. Помощь бизнесу заключается в том, что строят дороги, электростанции, морские порты, занимаются образованием, поддерживают науку и не мешают.

На благодатной почве множества мелких предпринимателей вырастают большие компании, лучшие из которых производят хорошие автомобили, а самые лучшие и космические корабли.

***

Итак, можно подытожить. Как развалить отрасль? Нужно поставить во главе отрасли чиновника, который будет командовать специалистами. Этот способ работал давно, когда специалисты не имели выбора, в какой стране работать.

Как же построить космический корабль? Еще проще. Нужно много-много лет строить дороги, электростанции, морские порты, заниматься образованием, поддерживать науку и не мешать предпринимателям. Их будут становиться всё больше, они будут все более профессиональными и крепкими. Они начнут создавать и развивать технологии. В конце концов некоторые из них начнут создавать технические шедевры вроде iPhone, Tesla, Dragon, BMW, или вроде наших космических кораблей Союз.

Добавить комментарий

Вернуться назад

Популярные записи

Sorry. No data so far.

О моем покорении Китая и не только читайте в личном блоге Заметки бизнесмена

Подписаться на обновления блога