Категория: Развитие бизнеса

Как построить космический корабль?

22.04.2019

(236)

Опять меня занесло на машиностроительный завод! На этот раз я оказался на Автоторе, в Калининграде. Старший вице-президент Владимир Петрович Кривченко провел мне экскурсию по заводу, показывая всю  технологическую цепочку сборки автомобиля. И вновь я раздавлен масштабами и сложностью производства.

Вы представляете себе, насколько сложно сделать автомобиль? Если вы думаете, что сложно, вы ничего в этом не понимаете! Это не просто сложно — это невероятно сложно!

Я знаю кучу людей, кто вышел бы из этого завода с идеей: ну прикольно, хорошо, что у нас работает автопром. Я же всегда автоматически смотрю на то, как создать такое производство, что для этого нужно. Если вы думаете, что для этого нужно миллиард миллиардов, и всё можно создать, то простите, вы опять ни черта не понимаете! Это нельзя купить! Для создания такого производства миллиардов мало, нужно нечто еще. Про это нечто и я собираюсь рассказать.

***

Это нечто, кстати, недоступно умам создателей госкорпораций. Они как раз считают, что одних денег достаточно для создания отрасли. Но плоды их усилий вроде Роснано или Сколково говорят за себя.

Начну с примера. Пару лет назад я бродил в Китае по выставке, на стендах которой работали станки, демонстрировали свою скорость и точность роботы, делали быстрые расчеты компьютерные программы, ну и тому подобное. Я обратил внимание, что многие производители предлагали какие-то красивые, но неведомые мне механические хреновины, похожие на подшипники с планетарными шестерёнчатыми передачами. Некоторые шли в комплекте с компактными электродвигателями, другие нет. Этих штуковин было так много, что было очевидно: они всем нужны. Всем, кроме меня! Я даже не понимал их назначение.

Подойти и спросить, конечно легко, но я взялся самостоятельно разрешить эту задачу, проверить свой интеллект. От позорного поражения спас китаец, который проходя мимо пояснил: а это узлы сочленения плеч роботов. Это был сустав робота! Куча китайских производителей делает суставы роботов!

Чтобы сделать этот сустав нужно иметь очень неплохое инструментальное производство, кучу разных точных станков — фрезерных,токарных, зубонарезных, шлифовальных. Нужно иметь оборудование для термообработки, конструкторские программы, опытных конструкторов, операторов станков и многое, многое другое.

Кроме того, нужно иметь поставщиков, которые обеспечат подшипниками, элекродеталями, сталью, пластиковыми деталями и так далее к низу.

И только когда научатся делать суставы роботов, можно производить самих роботов. Правда придется делать еще приводы, сенсоры, сложное управление и так далее.

Если рассмотреть такую структуру производственных предприятий, то она будет выглядеть в виде пирамиды, внизу которой будут тысячи зачастую мелких производителей всяких проводов, заклепок, шестерен и болтов, а вверху космический корабль, ну или автомобиль, как венец технической эволюции.

***

 Мой друг живет в Германии и работает коммерческим директором небольшого  станкостроительного завода, производящего деревообрабатывающие станки. Однажды он пригласил меня на экскурсию на свой завод. Я был удивлен незатейливостью производства: очень примитивное и старое оборудование. Там был древний токарный станок, такой же старый универсально-фрезерный, кран-балка, окрасочная камера, и гордость завода — станок плазменной резки, коих тысячи работает уже в России.

-Что тут такого «немецкого»? — удивился я. Может весь секрет и Ноу-Хау в конструкции их станков?

-У вас, наверное, конструктор крутой и самый высокооплачиваемый сотрудник? — предположил я.

-Да нет, шеф им недоволен. Гнать его пора, другого найдем.

-Ну давай я его заберу, и у меня через три месяца в России такой же завод будет, еще лучше его оборудую.

-И что ты с ним делать будешь?

-Как что? Такие же лесопильные станки. Вы же в Россию продаете много? А теперь я буду там продавать.

-Ха! Не смеши! Видишь подшипник? — друг показал мне опорный подшипник полуметрового диаметра,- Мы его получаем из Финляндии в течение двух дней. Никаких ввозных пошлин или НДС. Видишь режущие элементы на пиле? Где ты такие в России возьмешь? У нас делается рама и производятся сборка и тестирование. Все комплектующие мы получаем в Европе легко и быстро, но почти ничего из этого не производится в России. Ты все это привезешь и заплатишь пошлины ввозные, а станок ввозится без пошлин. В итоге ты его будешь делать долго и обойдется он тебе дороже, чем привезти наш из Германии.

***

Таких примеров, которые будут иллюстрировать идею, что для изготовления автомобиля нужен не автозавод, а целая отрасль, можно приводить бесконечно. У нас эта отрасль убита, потому и УАЗики и Лады  вызывают гордость только у очень патриотично настроенных граждан. Да, я помню про наши истребители, ракетно-зенитные комплексы и Камазы, но предпочитаю говорить про это шепотом, чтобы не сглазить — никто не отменял естественные законы индустриального развития. Очень хорошо, что они работают, значит там созданы отрасли в каком-то виде.

Как я увидел, Автотор использует немецкие, китайские и корейские отрасли и создает свою. Они уже сами полностью производят сварку кузова и его окраску. Да и сборка у них весьма технологична: каждая «отвертка» для «отверточной сборки» это сложное высоко автоматизированное устройство стоимостью от 20 до 200 тысяч евро. Я, кстати, теперь размышляю, как бы и мне влиться в ряды строителей Калининградского кластера автомобилестроения, пока программы локализации производства поддерживаются государством.

Ладно, чтобы меня не заподозрили в рекламе Автотора, продолжу размышления в модном нынче критичном тоне.

***

Одна знакомая мне девушка, далекая от ботаники, решила вырастить цветок в горшке у себя в квартире. Для этого она какую-то веточку поставила в стакан с водой, а когда из той вылезли корешки, она воткнула ее в землю. Каждый день вечером она проверяла, как дела у веточки, вытаскивая ее из земли и проверяя, удлинились корешки или нет. Корешки не удлинялись, цветок, к ее разочарованию, погиб.

Я не знаю, что ее побуждало вытягивать веточку из земли: любопытство, нетерпеливость или глупость, но рассказывала она об этом со смехом. Мне кажется, что с таким же смехом наши законотворцы и государственные мужи меняют экономические правила на рынке, поднимают налоги, создают или перераспределяют льготы.

Мы, разумные люди, понимаем, что цветок надо оставить в земле, поливать, оградить от холода или жары и не трогать, чтобы он окреп. Тогда он начнет быстро расти, а там, глядишь и зацветет! Кстати, это не какой-нибудь сакральный закон, пришедший из глубины веков, и известный только избранным мудрецам. Это обычный житейский здравый смысл. Ровно также нужно оставить в покое бизнес, создав условия для развития.

Менять правила — тоже самое, что дергать, не давая укорениться. Налоговики возбудились доначислять сверх законных выплат, менять правила задним числом — собирают урожай с этой веточки. То, что раньше было нормальной практикой ведения предпринимательской деятельности и за что никогда не высказывали претензий, сейчас называют схемами  и наказывают задним числом.

Постоянно меняются законы и вводятся новые. Правила ужесточаются. Так делать нельзя и этак нельзя. Сегодня у меня есть мнение, что лучше не делать вообще никак, потому что рано или поздно и это запретят и задним числом накажут. Боюсь, мысль о том, что лучше не делать вообще никак посещает не только меня. Я знаю многих предпринимателей, которым приходит идея: «Какого черта мне все это надо? Легче уйти на зарплату, проживу дольше».

***

На турецких курортах меня изумляет, что продавцы принимают наличные за товар в любой валюте: доллары, евро или лиры. При этом они тут же выбивают и вручают кассовый чек. Мой вопрос «А у вас это не запрещено?» приводит их в недоумение: «Нет. А у вас что, запрещено? А зачем?». А хрен его знает, зачем у нас всё запрещено. Наверное, чтобы не разбогатели..

Турецкий курортный бизнес развивается очень успешно. Он включает в себя не только дорогие отели, но и всю окружающую инфраструктуру: рынки, ресторанчики, экскурсионные компании, магазины, всякие бани-массажи и прочее. Не думаю, что государство оказывает там большую поддержку, скорее просто не мешает развиваться предпринимательству, основа которого — частная инициатива. Некоторые из этих компаний дорастают до шикарных отелей, больших супермаркетов или люксовых ресторанов.

Тоже самое я наблюдал в Китае в сфере производства. Тысячи тысяч мелких производителей без помощи государства выстраивают свои кооперационные связи, находят инвестиции, экспортируют и организуются в кластеры. Там нет жесткого государственного контроля над мелким бизнесом. Помощь бизнесу заключается в том, что строят дороги, электростанции, морские порты, занимаются образованием, поддерживают науку и не мешают.

На благодатной почве множества мелких предпринимателей вырастают большие компании, лучшие из которых производят хорошие автомобили, а самые лучшие и космические корабли.

***

Итак, можно подытожить. Как развалить отрасль? Нужно поставить во главе отрасли чиновника, который будет командовать специалистами. Этот способ работал давно, когда специалисты не имели выбора, в какой стране работать.

Как же построить космический корабль? Еще проще. Нужно много-много лет строить дороги, электростанции, морские порты, заниматься образованием, поддерживать науку и не мешать предпринимателям. Их будут становиться всё больше, они будут все более профессиональными и крепкими. Они начнут создавать и развивать технологии. В конце концов некоторые из них начнут создавать технические шедевры вроде iPhone, Tesla, Dragon, BMW, или вроде наших космических кораблей Союз.

Добавить комментарий

Вернуться назад

Популярные записи

О моем покорении Китая и не только читайте в личном блоге Заметки бизнесмена

Подписаться на обновления блога